Автор Сообщение

<  Бизнес и экономика Беларуси  ~  Иванович Дмитрий: Между новостных строк

admin
Добавлено: Ср Апр 25, 2012 1:24 pm Ответить с цитатой
Site Admin Зарегистрирован: 25.11.2006 Сообщения: 8137
Время собирать и перераспределять сверхприбыль,устранение финансовой безграмотности среди населения и новости с фронта жилищного строительства в ежене

1. Новая концепция жилищного строительства.

На этой неделе нас догнали сразу две новости по поводу жилищного строительства.

Во-первых, подписан Указ Президента №184, который позволит докредитоваться по старым условиям тем, кто заключил договора до вступления в силу Указа Президента №13. Это коснется 12-15 тысяч семей и потребует два дополнительных триллиона бюджетных средств. Правда, источник подобной щедрости еще не найден. Плюс состоит в том , что это решение позволит сократить число проблемных объектов, которые возводятся сейчас, и цены на строительство которых существенно изменились после прошлогодней девальвации. Граждане, вступившие на тот момент в долевое строительство, явно не рассчитывали на те объемы доплат, которые могут быть выставлены сейчас. Таким образом, могли спокойно образоваться очередные проблемные дома, поскольку часть дольщиков не смогли бы выполнить новые финансовые обязательства.

Во-вторых, Правительство вынесло на общественное обсуждение Концепцию государственной жилищной политики на 2012-2015 годы. В этой колонке невозможно объять необъятное, но, если вкратце, речь идем о новом подходе как к самой недвижимости, так и к ее обслуживанию. К 2015 году строительный сектор вновь планируют сделать локомотивом экономики, запланировав строительство 9,5 миллиона квадратных метров. Правда, в отличие от прошлых лет финансировать эти планы будет предложено населению. Согласно концепции доля личных средств граждан в долевом строительстве должна вырасти с 35% в 2011 до 50% в 2015 году. Идея конечно замечательная, если бы не отдавала фантастикой и вот по какой причине.

Все дело в том, что у граждан Беларуси попросту нет таких денег. Если условно принять, что один квадратный метр жилплощади будет равен среднемесячной зарплате в 500 долларов, то для строительства 4,75 миллиона квадратных метров жилья потребуется 2,375 миллиарда долларов США. По данным Белстата норма сбережений граждан Беларуси в 2010 году составляла 4,6% от их денежных расходов. То есть, расчет делается далеко не только на внутренние источники развития жилищного строительства, поскольку в 2010 году, пытаясь достигнуть уровня заработной платы в 500 долларов, мы смогли накопить 1,6 миллиарда долларов.

Ряд положений концепции напоминает переписывание старых методичек. Опять говорим об ипотеке. При этом юридически не решен вопрос с выселением несовершеннолетних детей. Опять говорим об индивидуальном строительстве. При этом помним об уголовных делах из-за спекуляций участками. Слова правильные, но реальность несколько меняет все хорошие намерения. Что точно будет сделано, так это следующее: «Бюджетом на 2012 год уровень возмещения населением затрат предусмотрен в размере 35 процентов, а в 2015 году планируется его довести до 60 процентов, а по отдельным видам услуг до уровня себестоимости (водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжение)». Речь, кстати говоря, идет о большем участии граждан не только в самом процессе оплаты, но и в перераспределении субсидий наименее обеспеченным слоям. Эксперимент по введению дифференцированной оплаты за воду признан состоявшимся и будет распространен на другие сферы приложения.

2. Все тайное рано или поздно становится явным или истинные причины девальвации.

Иногда наши чиновники перестают выдавать тексты для внутреннего потребителя и могут рассказывать достаточно правдивые вещи. Многие помнят, на кого только не списывали девальвацию: автоспекулянты и мировой кризис, лишь бы только не признавать очевидную истину. Что сделал министр экономики Снопков в Москве? Он выступил там с докладом. Поскольку там публике лапшу на уши типа «скупающие с утра до вечера автоспекулянты, обвалившие белорусский рубль» не повесишь, то пришлось рассказывать как все было на самом деле.

«Избыточное стимулирование внутреннего спроса в условиях фиксированного обменного курса явилось причиной основной проблемы экономического развития страны в предыдущие годы - роста отрицательного сальдо внешней торговли.

Результат - дефицит текущего счета и рост внешнего долга.

В условиях ограниченности золотовалютных резервов финансирование дефицита счета текущих операций могло происходить либо за счет роста внешнего долга, либо за счет девальвации. Первый путь вел к росту рисков в среднесрочном периоде и угрожал экономической безопасности страны, поэтому была выбрана девальвация национальной валюты.»

О чем идет речь? Стимулирование внутреннего спроса в белорусских условиях - это, прежде всего, необоснованный производительностью труда рост зарплат и госпрограммы на эмиссионной основе. Обещание 500-долларовой зарплаты не прошло бесследно, как и извечное закапывание в землю денег по программам строительства агрогородков и прочих прелестей. Хотя бы иногда это признается и на официальном уровне.

Далее было весьма любопытное изречение, что после девальвации новое значение курса позволило вернуть дефицит торгового баланса в диапазон значений, сопоставимых с 2006 годом, то есть в зону экономической безопасности. Если уж говорить о зоне экономической безопасности, то надо всего сравнивать ситуацию не с 2006 годом, а с 2005. Это единственный год в истории Беларуси с положительным значением текущего счета платежного баланса. Дело в том, что в 2006 году валовый внешний долг увеличился на 1,7 миллиарда долларов. Стоит также помнить что 1,7 миллиарда долларов в 2006 году и в 2011 - это разные величины. Очень интересным является изречение из этого доклада про качественное изменение платежного баланса. Если забыть о манипуляциях со счетом трансфертов, которые позволили громогласно заявить о достижении положительных тенденций во внешней торговле, то как быть с увеличивающимися год от годом выплатами по привлеченным инвестициям? Хорошо хоть не забыли упомянуть, что благодаря успешному выторговыванию энергетических преференций у России сальдо во внешней торговле стало положительным. Это, конечно, если не принимать в расчет странные схемы с экспортом растворителей.

Таким образом, хочется отметить, что надо почаще отпускать наших чиновников за пределы Родины на различные семинары и конференции. Глядишь и расскажут всю правду матку, а не будут выдавать прилизанные тексты про Беларусь в которой жить хочется, но никак не удается.

3.Нам бы день простоять да окна для удачного размещение облигаций дождаться.

На этой неделе пришел ряд новостей с кредитного фронта. Во-первых, стало известно, что раньше мая кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭС мы не увидим. Совет фонда рассмотрит данный вопрос на своем заседании не раньше конца мая. Власти, конечно же, рассчитывают на положительное решение, объясняя затянувшуюся паузу чисто техническими причинами. Однако это вряд ли является правдой по той простой причине, что основной камень преткновения не удален до сих пор. Как известно, списка приватизируемых предприятий не будет, а обязательство по привлечению 2,5 миллиарда долларов никто не отменял. Да и хотелки белорусского руководства совершенно не снизились, о чем свидетельствуют заявления господина Жилина о возможной приватизации НПЗ. Собственно говоря, Антикризисному фонду (читайте - России) совершенно безразлично какую собственность продадут, хотя список приоритетов конечно имеется. Главное, чтобы продали и по разумной цене. И до тех пор, пока предприятия и суммы не будут согласованы, кредита вряд ли стоит ожидать.

Внимание, и куда более серьезное, надо привлечь к другому событию. Представительная делегация под руководством Председателя Правления Национального банка - управляющего от Республики Беларусь Международным валютным фондом Ермаковой Н.А. в составе Министра финансов - заместителя управляющего от Республики Беларусь группой Всемирного банка Харковца А.М. и Министра экономики Снопкова Н.Г. примет участие в заседаниях советов управляющих МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне. Несмотря на определенную формальность встречи, стоит предположить, что будет поднят вопрос об очередной программе «stand-by». Да и условия вроде бы подходящие: международное рейтинговое агентство Standard&Poor's в среду подтвердило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Беларуси "B-" и улучшило прогноз по нему с негативного до стабильного.

Намекает на это и еще одно заявление о возможном размещении евробондов в конце этого или начале следующего года. Дословно было сказано следующее: «Мы мониторим ситуацию, и как только будет «окно», хорошие условия, наша внутренняя экономическая ситуация будет способствовать, мы будем рассматривать такую возможность.»

Это окно может появится в том случае, если будет существовать хотя бы договоренность о рассмотрении МВФ новой программы. Если рефинансировать евробонды уже вызвался Сбербанк (правда неизвестно под какие проценты), то рефинансировать долг перед МВФ на аналогичных условиях, никто кроме МВФ не может. Да и не секрет , что международные инвесторы обращают внимание на сотрудничество страны с этой международной организацией. Правда пока существует одно непреодолимое обстоятельство - МВФ в своем прогнозе указал на желаемые параметры роста ВВП и возможный уровень инфляции (3% роста и 38% инфляции). Но у нас в программе социально-экономического развития на 2012 год стоят совсем иные цифры. И от запланированных показателей роста ВВП никто не отказывается. Более того, эту цифру будут стремиться достичь, что предполагает смягчение денежно-кредитной политики. Вряд ли на официальном уровне будут даны гарантии того, что рост ВВП ограничат 3%. Поэтому пока белорусская сторона будет в очередной раз пытаться объяснить, что рост ВВП в 5% угрозы для ее экономики не представляет. Сомнительно только, что МВФ в это поверит.

4. Общественное обсуждение способов устранения финансовой безграмотности.

На этой неделе Нацбанк последовал появившейся в нашей стране модной тенденции под названием «общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов». На своем сайте Нацбанк предложил публике внести свои замечания сразу в 3 документа. Два из них можно отнести к программе ликвидации финансовой безграмотности населения. Это очень правильное начинание Нацбанка, связанное, скорее всего, с потоком обращений граждан в прошлом году. Господин Дубков, по собственному признанию, в прошлом году подписал тысячу ответов на обращения граждан. Это, во-первых, парализует работу, поскольку ничем кроме ответов гражданам заниматься при таком объеме обращений попросту невозможно. А во-вторых, эта ситуация требует принятия соответствующих мер, чтобы не допустить подобное в будущем. Каждый из нас может внести свои предложения по данным документам, пройдя вот по этому адресу http://www.nbrb.by/today/NPA_projects/

Первый документ предусматривает памятку для гражданина при получении кредита. На мой взгляд, можно было бы сделать гораздо проще по аналогии с промышленными предприятиями, где работников при допуске к работе обязывают подписывать пункт о прохождении техники безопасности. В случае банковских кредитов перед подписанием кредитного договора следует выдавать рисунок, аналогичный знаку «Не влезай-убьет», и требовать подписи лица, желающего взять кредит, что с рисунком он ознакомлен, последствия осознает и в долговую петлю лезет добровольно, в трезвом уме и в здравой памяти. Неплохо было бы также потребовать справку о психическом здоровье, как это делают в отдельных случаях (на мой взгляд, это как раз тот самый случай). Кредиты на потребительские нужды - зло, если мы не ведем речь о вложениях в недвижимость или в себя. Но, к сожалению, не все наши сограждане умеют контролировать свои финансовые потоки, потому стоит иногда прибегать к более действенным способам.

Второй документ тоже достаточно важный. Речь идет о поручительстве. Явление очень распространенное в нашей стране, особенно ввиду льготного кредитования строительства жилья, где очень часто прибегают к привлечению поручителей, и иногда их количество может измеряться числом более 10. Учитывая количество выданных льготных кредитов, если не каждый житель нашей страны, то через одного, являются поручителями в том или ином кредитном договоре. Но при этом они часто не осознают своей ответственности. А она имеется. Более того, уже существуют прецеденты сознательного переноса долговых выплат на поручителей после получения кредитных средств. Поэтому крайне важно знать и понимать, что подписание поручительства по кредитным договорам может привести к дополнительным расходам, и ни в коем случае не выступать поручителями по договорам малознакомых вам людей.

Начинание очень правильное, и Нацбанк в нем можно только поддержать. Теперь стоит видимо ожидать и памятки для вкладчиков в белорусских рублях, которые в прошлом году достаточно немало потеряли, а потом закидывали Национальный банк петициями о компенсациях. Для них, пожалуй, подошла бы фраза «Высокие проценты - высокие риски». А девальвации в нашем государстве это дело обыденное. Жить без них даже как-то было бы скучно.

5. Собрать и перераспределить.

Несмотря на то, что 2011 год давно закончился, государство в виде отдельных чиновников все никак не может прийти в себя от полученной отдельными предприятиями прибыли. В подавляющем большинстве случаев эта прибыль носит виртуальный характер и связана с курсовой разницей, но наполнить бюджет любыми способами - вот достойная задача для наших чиновников. В итоге принимается уже третье постановление о перераспределении части сверхприбыли высокорентабельными предприятиями. На этот раз «Белоруськалию», вечному пополнителю государственного целевого бюджетного фонда национального развития, повезло. Его не включили в этот список по той простой причине, что он уже присутствовал в первых двух, являясь основным плательщиком. Тут возникает, точнее может возникнуть в перспективе, вопрос. А что произойдет, если вдруг «Беларуськалий» будет частично продан? Кто будет пополнять этот непонятно зачем созданный фонд?

При внимательном изучении новый список жертвенных коров нашей экономики вызывает очень большие вопросы к его составителям. МАЗа в списке нет ввиду того, что идут переговоры по созданию СП с КАМАЗом, и потенциальные инвесторы могут негативно отреагировать на такое изъятие прибыли. Но в списке обнаруживается «Минский маргариновый завод», по которому, как сказал господин Снопков, ведется работа в части продажи иностранным инвесторам. В перспективе может зайти речь и о «Гомельтранснефть-Дружба», а оно тоже находится в этом списке. Но это еще как-то можно объяснить - к уплате предъявлены крупные суммы. Но вот зачем вносить в списки предприятия с перечислениями в 16, 10 и даже 1 миллион рублей - для меня полная загадка. Это что за такая сверхприбыль, если предприятие просят поделиться c государством одним миллионом рублей? Именно такую сумму обязали перечислить экспортно-производственное республиканское унитарное предприятие «Беллесэкспорт». В списке нашлось место для 12 предприятий, которые обязали перечислить суммы до 20 миллионов белорусских рублей, так как они сверхрентабельны. Ситуация больше смахивает на действия пьянчужки у магазина, который пытается стрельнуть сигарету у заходящих в магазин добропорядочных граждан. Многие предприятия находящиеся в этом списке реализуют инвестиционные программы, и встает простой вопрос - зачем сначала отбирать у них деньги, а потом обязывать искать ресурсы на приобретение оборудования и модернизацию производства? Может лучше не отбирать? Или надо просто отчитаться о проделанной работе и с чувством выполненного изъятия сверхприбыли продолжать плодить подобные документы?

http://finance.tut.by/opinions/iva-dim/861/

_________________
Заработок в Интернет - это реально
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail

Показать сообщения:  

Часовой пояс: GMT + 2
Страница 1 из 1
Начать новую тему

Перейти:  

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
 

Rating All.BY

Бойцовский клуб - связаться с нами